Главная / Ремонт и дизайн / Архитектурные инновации: 5 важных изобретений в строительстве

Архитектурные инновации: 5 важных изобретений в строительстве

На протяжении веков люди искали и совершенствовали свое жилье. При помощи новых строительных технологий и материалов кров становился красивым и удобным. Некоторые нововведения в архитектуре были результатом череды постоянных исследований, а какие-то появлялись совершенно случайно.

AD сделал подборку изобретений, позволивших стать архитектуре такой, какая она есть сегодня.

1. Кирпич

Этот строительный материал настолько прост, что его появление может показаться ничем не примечательным событием. Но это совершенно не так. До него люди возводили свое жилье из камня или дерева, которое было подвержено гниению и пожарам. Возраст кирпича настолько велик, что установить, кто первым его придумал, невозможно. По одной из версий, ему может быть больше 20 тысяч лет. 

Первые кирпичи долгое время отличались от современных тем, что сушились на солнце, а не обжигались в печи. Это отражалось на качестве материала — он менее прочен и уязвим перед водой. Первыми обрабатывать кирпич путем обжига стали древние египтяне. Дело в том, что их поселения были разбросаны вдоль Нила, который часто выходил за берег. Для многих египтян это было катастрофой, поскольку их дома, построенные из сушеного на солнце кирпича, уничтожались. 

С тех давних времен процесс производства практически не менялся до XIX века. Если раньше кирпичи создавались вручную, то после промышленной революции стали массово выпускаться машинами. Но несколько тысяч лет лепки руками не помешали людям строить свои города из кирпича. А к XIII веку люди обнаружили, что кирпич может быть не просто стройматериалом, но и элементом декора.

Готика.

Кирпичная композиция.

2. Железобетон

Железобетон можно назвать относительно молодым изобретением. Его первые прообразы появились еще в начале XIX века, но официальной датой рождения считается 1867 год, когда француз Жозеф Монье запатентовал новый стройматериал. Любопытно, что Монье никогда не был связан с архитектурой и инженерией. По этой причине существует мнение, что железобетон он изобрел случайно. 

Дело в том, что Монье работал садовником. Он постоянно сталкивался с одной и той же проблемой: разрастающиеся корни крупных растений деформировали горшки и пускали по ним трещины. Упрочнить горшки он пытался разными способами: сначала увеличивал их толщину, затем вместо глины использовал просто бетон. Но во всех случаях природа одерживала победу, пока Монье не додумался облепить бетонные горшки железными прутьями. Они оказались прочнее, однако эстетически совсем непривлекательными, ведь железки все еще находились на внешней стороне изделий. Ко всему прочему, рано или поздно они начинали ржаветь. Монье вновь усовершенствовал свое изобретение, спрятав прутья под еще одним слоем бетона. 

Вскоре поделки обычного садовника стали применяться в строительном деле при возведении различных сооружений: мостов, бассейнов, памятников — всего, чему нужна крепкая опора. И нет никаких сомнений, что самым главным следствием изобретения Монье стала появившаяся возможность строить небоскребы, которые без железобетона просто обрушивались бы под своим собственным весом.

3. Лифт

Не менее важным элементом инженерии и архитектуры стал лифт. Без него возведение железобетонных небоскребов было бы бессмысленным, ведь никто не станет подниматься пешком на сотый этаж. Внедрение лифтов началось во второй половине XIX века, однако первые упоминания о них существовали и раньше. Известно, что схожими механизмами обладали древние египтяне. Разумеется, говорить об электрических лифтах тогда не приходилось, поэтому кабины поднимались и опускались лишь благодаря рабскому труду. 

Винтовой лифт.

Лифт, который стал одним из прообразов современных, впервые появился в России в 1790-е годы. Он назывался винтовым, и изобрел его русский инженер Иван Кулибин по поручению Екатерины Великой, которой под конец жизни было уже не так легко подниматься на верхние этажи Зимнего дворца. Учитывая статус заказчика, Кулибин установил в кабине кресло. И хотя со времен Древнего Египта прошла не одна тысяча лет, поднимать и опускать устройство без человеческих усилий было невозможно. Однако теперь для этого было достаточно одного человека крепкого телосложения. 

Безопасный лифт Элиши Отиса.

Ситуация изменилась с появлением парового двигателя, который дал жизнь лифту. Но до 1852 года он все никак не мог получить всенародную любовь, пока американский изобретатель Элиша Отис не спроектировал безопасный лифт, который в случае обрыва троса прекращал падение. Отис решил взять свое изобретение в оборот и основал компанию, которая производит лифты и по сей день. Через несколько лет он установил первый лифт в столице небоскребов — на Манхэттене. Правда, дом был невысоким — только пять этажей. 

Безопасный лифт Элиши Отиса.

Кульминацией изобретений Отиса и его предшественников стало появление электрического лифта в 1880 году. Паровые лифты неплохо справлялись со своей задачей, но были медленными, а их двигатели постоянно нуждались в поддержании рабочего состояния. Это усложняло их использование в жилых строениях, где нужда в лифте зависела от того, сколько людей решит выйти или зайти в дом.

4. Гиперболоид и сетчатая оболочка Шухова

В 1896 году в Нижнем Новгороде на Всероссийской промышленной и художественной выставке русский инженер Владимир Шухов презентовал башню с необычным внешним видом. Это было первое в мире сооружение, возведенное в форме гиперболоида. Чтобы реализовать такой смелый для тех лет проект, инженер использовал другое свое изобретение — сетчатую оболочку. Самая известная гиперболоидная башня находится в Москве, на станции метро “Шаболовская”, и построена она все тем же Шуховым.

Башня Владимира Шухова.

Несомненным достоинством таких конструкций является их прочность. Но одновременно с этим они выглядят легко и аккуратно. Другой немаловажный фактор — их возведение не такое затратное, как в случае с традиционными постройками. Проект московской башни Шухова во многом был одобрен из-за своей дешевизны — ее возводили во время гражданской войны, в условиях дефицита стройматериалов. Считается, что Шухов понял потенциал сетчатых гиперболоидных башен по чистой случайности. Якобы в своем офисе он обнаружил фикус, поставленный на перевернутую вверх дном плетеную корзинку. Разумеется, она была гораздо легче горшка, но все-таки держала его прочно. 

Башня Кобе.

Архитектурное сообщество ценит изобретения Шухова, а гиперболоидные башни сегодня встречаются во многих странах. Как правило, они обеспечивают города радио- и телевещанием. А гиперболоид из японского Кобе доказал: такие конструкции уничтожить будет нелегко — в 1995 году он стал одной из немногих построек, которые уцелели после мощного землетрясения. Сетчатые оболочки позволяют создавать не только башни. Их используют при возведении крыш, перекрытий или даже небоскребов вроде лондонского “Огурца”.

5. Стеклянные фасады зданий

Люди делают стекло с древних времен. Из него создавались украшения, посуда и, конечно же, окна. Но только во второй половине XIX века люди решились на то, чтобы увеличить роль стекла в архитектуре. Вместо простого материала, который проводил границу между оконной рамой и улицей, он превратился в полноценную часть здания — фасад. Поначалу лицевая часть из стекла встречалась только среди рынков и торговых рядов. Но уже тогда можно было оценить одно из преимуществ этой инновации — естественное освещение, которое проникало в помещение без каких-либо препятствий. 

Торговцам тоже понравились стеклянные стены, поскольку теперь их товар мог увидеть любой случайный прохожий, у которого в мыслях не было заниматься покупками. Наглядным примером торгового дома из стекла служит парижский центральный рынок Ле-Аль Виктора Бальтара. До него также существовал Хрустальный дворец, возведенный в лондонском Гайд-парке по случаю Всемирной выставки 1851 года. И хотя архитектура тех времен была пышной и яркой, во внешнем виде дворца проскальзывают мотивы, которые характерны для архитектуры XX века. 

Своему распространению стеклянные фасады во многом обязаны эпохе авангарда в СССР в 1920–1930-е годы. Авангардисты взяли на вооружение принцип, согласно которому здания должны избавиться от каких-либо буржуазных излишеств, обретя геометричность и строгость. Чтобы дома не выглядели мрачными, их облицовывали стеклом, которое добавляет живости, но не вступает в конфликт с новой архитектурной концепцией. Но полноценными “стекляшками” те проекты не назвать — часть фасадов все же была возведена из других материалов. 

Сигрем-билдинг, Нью-Йорк.

Широкое распространение полноценных стеклянных фасадов среди небоскребов началось после возведения нью-йоркского Сигрем-билдинга в 1958 году. До него высотные здания в США облицовывались бетоном, чтобы избежать обрушения в случае пожаров. Несмотря на свою простоту, внешне стеклянные дома бывают совершенно непохожи. Они могут быть разных оттенков, тонов и форм. Нередко это позволяет создавать различные оптические иллюзии, которые меняют представления не только о том, что окружает дом, но и его строение. Стекло несет в себя ряд функциональных преимуществ — от поддержания температуры внутри здания до натурального освещения. 

Дом культуры им. Зуева.

Источник

Смотрите также

Современный стиль в дизайне интерьера

Энциклопедия декора: Современный стиль Что именно мы называем «современным стилем» в дизайне интерьера? Прямые линии, …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *